Российские туристы оказались в абсолютных лидерах по покупке туров «в последнюю минуту»

Традиция российских путешественников покупать путёвки непосредственно перед началом тура продолжает доминировать на российском туристическом рынке, и все попытки преломить её с помощью внедрения систем раннего бронирования кардинально изменить ситуацию не могут. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведённые компанией World Travel Monitor по заказу консалтинговой группы «IPK International» и под патронажем выставки «ITB Berlin»: в 2012 году 73% российских туристов купили свои путёвки меньше чем за месяц до вылета, заняв абсолютное лидерство по критерию «last minute booking» среди стран, попавших в эту статистику.

Так, изучив генераторов этого сегмента мирового туристического рынка (в расчет брались поездки минимальной продолжительностью одни сутки с ночевкой), авторы выделили «горячую десятку», которую возглавили россияне — любители, больше других, обратиться в турагентство, когда до выезда остается максимум месяц. За русскими потянулись итальянцы и китайцы. Тем не менее, в отличие от наших соотечественников, граждане Италии и Китая реже обращаются за горящими турами, причем там наблюдается положительная динамика их сокращения. Судите сами: в 2008 году в последний момент «зачесались» 69% итальянских туристов, а в 2012 году таких оказалось лишь 64%. В Китае процент выкупленных «горящих» путевок упал за тот же период с 73 до 62 процентов. Япония и Франция, которые хотя и подросли в этом сегменте, по-прежнему не могут похвастаться рекордами: 58 и 53 процента, соответственно. Правда, в 2008 году у Японии было 53, а у Франции — 51 процент тех, кто бронировал туры на бегу. Можно было бы говорить о солидных показателях немецкого рынка (46 процентов). Однако по сравнению с другими странами западной Европы, Германия не дотягивает даже до среднестатистического уровня.

А вот туристы из Нидерландов считаются самыми «ранними пташками»: 33% начинают бронировать свой следующий отпуск практически сразу по возвращении из предыдущего. По крайней мере — минимум за четыре месяца до поездки. Однако идея дотянуть до последнего докатилась и сюда: за последние пять лет процент раннего бронирования снизился до 27 пунктов. Несколько слов о немцах и англичанах: пунктуальные до мозга костей — одни и прагматичные — другие, они лидируют в сегменте раннего бронирования туров: 29 и 28 процентов, соответственно. Что же удивительного в том, что в Германии, с 2008 года, процент «горящих туров» упал на шесть процентов. Парадокс, но в Великобритании этот показатель подрост на четыре процента. А вот в России аналитики World Travel Monitor насчитали лишь 6% туристов, прибегающих к практике раннего бронирования. В Китае и Японии тех, кто забронировал себе тур как минимум за четыре месяца до поездки, оказалось 8%.

Обратить самое пристальное внимание на разницу в поведении ключевых туристических рынков советует д-р Мартин Бак, возглавляющий департамент туризма и логистики берлинской ITB. «Тот факт, что туристы в той или иной стране по-разному понимают, что такое „бронирование поездки“, должен послужить сигналом турагентствам и туроператорам, одним словом, всем, кто работает в том или ином сегменте или собирается в ближайшее время выйти на рынок. А многочисленные дискуссии на эту тему, которые только в Германии продолжаются на протяжении последних нескольких лет, свидетельствуют о том, насколько важно при оформлении тура как можно раньше расставить все точки над „i“. Мы с удовлетворением отмечаем, что выполненная на эту тему работа аналитиков дает нам возможность обеспечить туристическую индустрию новейшей и очень важной информацией, хотя, честно говоря, это и выходит за традиционные рамки нашей выставки».

Эксперты российского туррынка, опрошенные корреспондентом инфогруппы «ТУРПРОМ», подтвердили результаты немецкого исследования. А вот дать рецепт того, как преломить ситуацию абсолютного доминирования «last minute booking», пока никто не может. «Действительно, это типично российская практика — покупать туры непосредственно перед вылетом, я абсолютно согласна с выводами немецкого исследования», — прокомментировала Татьяна Ванд, гендиректор туроператора «Ванд Интернэшнл». Эксперт связывает доминирование практики «last minute booking» с засильем горящих туров и общим демпингом на российском туррынке. «Большинство российских туристов стараются искать путёвки в последний момент, зная, что наверняка смогут купить их по себестоимости, а то и ниже», — пояснила собеседник.

Более того, реальное положение вещей таково, что настоящий процент last minute booking даже выше приведённых в исследовании цифр, уверен Геннадий Косарев, представитель в России немецкого туроператора «MPI» (FTI). В итоге это доставляет массу неудобств российским туроператорам в прогнозировании бизнеса, а также снижает их рентабельность. «Около 80% российских туристов, отправляющихся за рубеж, покупают турпакет накануне вылета. Безусловно, это является следствием жёсткой конкурентной борьбы между игроками, превалированием предложения над спросом, и тотальным демпингом практически по всем направлениям», — отметил эксперт.

Впрочем, не все эксперты согласны с приведёнными в исследовании цифрами. «Статистика у немцев оказалась очень общей, уточняющей информации мало. А ведь важно понимать, о каком конкретно направлении идёт речь. К примеру, я не могу подтвердить большой процент бронирования „последней минуты“ для стран, куда российским туристам необходимо получать визы», — отметила Ирина Петрова, гендиректор туроператора «Солвекс-Трэвел». К тому же многое зависит и от сезона: некоторые заезды традиционно «проседают» и по ним доля позднего бронирования легко доходит до 30%-40%. В то же время на заезды высокого сезона доля таких бронирований не превышает 10%. «Большинство российских туристов, покупающих туры в последний момент, составляет молодёжь, которая всегда более мобильна, чем, к примеру, семейные туристы. Кроме того, среди путешественников, решивших отправиться на отдых в последний момент, очень высок процент людей, у которых несколько дней отдыха выпало неожиданно», — добавила собеседник.

В тоже время все эксперты сошлись во мнении о том, что уменьшить в России статистику по «last minute booking» и вывести её на европейский уровень законодательным путём пока что не представляется возможным, поскольку для этого пришлось бы во многом изменить всю отечественную экономику и законодательную базу.

Источник ТУРПРОМ